Общие сведения

Центробежные дымососы одностороннего всасывания типа ДН и Д предназначены для отсасывания дымовых газов из топок котельных агрегатов, оборудованных эффективно действующими системами золоулавливания, а также для отсасывания дымовых газов из топок газомазутных котельных агрегатов.

Дымососы рассчитаны на продолжительный режим работы в помещении и на открытом воздухе в условиях умеренного климата (климатическое исполнение У, категории размещения 1,2,3 и 4, ГОСТ 15150—69). Запуск дымососов разрешается при температуре в улитке не ниже -30 °С. Максимальная температура дымовых газов на входе в дымососы не должна превышать +200 °С.

Серия дымососов состоит из типов ДН и Д: ДН-3,5, ДН-5, ДН-6,3, ДН-8, ДН-9, ДН-10, ДН-11,2, ДН-12,5, ДН-13, ДН-15,5, ДН-15, ДН-17, ДН-19, ДН-21, ДН-26.

Описание конструкции:

Для различных эрозийных свойств транспортируемого дымового газа дымососы изготавливаются в двух исполнениях:

  • дымососы ДН с противоизносной защитой внутренних поверхностей улиток и лопаток рабочих колес — базовое исполнение;
  • дымососы ДН-ГМ без противоизносной защиты для газомазутных котельных агрегатов.

Каждый типоразмер дымососов изготовляется правого и левого вращения с консольным расположением рабочего колеса. Правым считается вращение ротора по часовой стрелке, если смотреть со стороны электродвигателя.

Основными узлами дымососов являются рабочее колесо, ходовая часть, улитка и направляющий аппарат. Рабочее колесо дымососов состоит из крыльчатки и ступицы. Крыльчатка представляет собой сварную конструкцию, состоящую из 16 листовых назад загнутых или вперед загнутых лопаток, расположенных между основным (коренным) и коническим (покрывающим) дисками. Следует отметить, что при работе на озоленных дымовых газах рабочие колеса дымососов типа ДН отличаются повышенной износоустойчивостью и являются самоочищающимися. Так, по сравнению с дымососами Д дымососы типа ДН в идентичных условиях эксплуатации (т. е. при одинаковой запыленности дымовых газов и абразивности золы) имеют практически удвоенный срок службы.

Ходовая часть дымососов состоит из вала, соединительной упругой втулочно — пальцевой муфты и подшипников, расположенном в литом корпусе, имеющем горизонтальный разъем.

Дымососы типов ДН-12,5, ДН-11,2, ДН-10, ДН-9, ДН-8, ДН-6,3, ДН-5, Д-3,5 выполняются без специальной ходовой части с непосредственной посадкой рабочего колеса на вал электродвигателя, так и с ходовой частью. Для защиты подшипников ротора электродвигателя от перегрева теплом, передающимся по валу от рабочего колеса во время работы дымососа, рабочее колесо дымососов имеет специальную ступицу. Нормальная работа дымососов (без перегрева подшипников электродвигателя) обеспечивается при температуре наружного воздуха, не превышающий +40 °С.

Улитка дымососов сварная из листовой и профильной стали. Для создания необходимой жесткости стенки усиливаются оребрением из угольников и полос. Внутренняя поверхность улитки по образующей защищается броневыми листами, заменяемыми по мере износа.

Для извлечения ротора дымососа (ходовая часть с насаженным рабочим колесом) на улитках предусматривается съемный сектор.

Улитка дымососов № № 5;6,3;8—12,5 поставляется заводом — изготовителем с углом разворота напорного патрубка от 0 до 270гр. через каждые 15гр., при этом ребра улитки, мешающие установке, подрезаются.

Для снятия корпуса дымососов на всасывающей стороне необходимо иметь съемный участок газопровода длинной не менее:

  • для дымососа типа ДН-9,ДН-8,ДН-6,3 и ДН-5—400мм;
  • для дымососов типов ДН-10 и ДН-11,2—450мм;
  • для дымососа типа ДН-12,5—550мм.

Размеры съемных участков дымососов ДН-13 и выше определяется разворотами корпусов и их разъемами.

Выем ротора дымососов (электродвигатель с насаженным рабочим колесом) осуществляется через отверстие в стене улитки, расположенной между основным диском крыльчатки и электродвигателем. В рабочем состоянии это отверстие закрывается съемной диафрагмой.

Режим работы дымососов типа ДН и Д устанавливается осевым направляющим аппаратом.

Лопатки осевых направляющих аппаратов дымососов могут поворачиваться от угла 90° (всасывающее отверстие полностью перекрыто) до 0°. Направляющие аппараты дымососов рассчитаны на привод от электроисполнительного механизма типа МЭО, а также могут регулировать вручную. Дымососы должны быть установлены на фундамент.

Металлоконструкции дымососов должны покрываться снаружи слоем тепловой изоляции.

Конструкция дымососов не рассчитана на восприятие нагрузок от массы и теплового расширения подводящих и отводящих газопроводов. Привод дымососов осуществляется от асинхронных электродвигателей.

Производительность, полное давление, мощность на валу и к. п. д. дымососов серии ДН определяются на различных режимах работы по аэродинамическим характеристикам.

Условия поставки:

Дымососы № № 15—26 поставляются отдельными узлами, размеры которых ограничены нормальным железнодорожным габаритом.
Углы разворотов улитки 0°,90°,180° и 270°.

Дымососы № № 2,5—12,5 поставляются заказчику в собранном виде на подставке и комплектно с электродвигателем.

Дымососы № № 5—13 поставляются также с промежуточным подшипниковым узлом-ходовой частью. Поставка осуществляется как на единой раме под ходовую часть и электродвигатель, так и на раме только под ходовую часть.